zooclub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » zooclub » Новый форум » Конный споpт


Конный споpт

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Использование лошади в транспортных и военных целях ускорило прогресс человечества. И сразу же возникла солидная, насколько это возможно для каждого исторического периода, наука о лошади, включающая правила разведения, содержания, тренинга, а также искусство верховой езды или конный спорт.

В биологическом смысле конный спорт можно рассматривать как механизм совершенствования вида, как фактор отбора наиболее сильных и желательных для конкретной цели особей. Однако он захватывает и причастного к лошади человека, способствует его физическому и духовному совершенствованию, развивает в нем отвагу и чуткость, дарит восторг ощущения могучей живительной силы.

В общении с конем человек реализует свое стремление к полету, конь является как бы естественным и усиленным продолжением его, обостренным органом чувств. Урбанизированный человек лишен естественного общения с природой, и одной из возможностей сохранения им своей сущности является верховая езда, занятия конным спортом.

Главная особенность конного спорта заключается в том, что в роли "спортивного снаряда" выступает живое существо, и успех спортсмена в равной степени зависит от его собственных способностей и способностей лошади. Более того, от спортсмена, кроме физических и волевых качеств, требуется особое свойство, известное как "чувство лошади". Очень важно уметь выбрать подходящую лошадь для определенного вида спорта, а также для определенного всадника: она должна соответствовать его характеру и темпераменту.

Конный спорт - один из самых дорогих видов спорта. Затраты складываются из стоимости самой лошади (цена хорошей лошади - несколько десятков тысяч долларов), ее кормления, содержания, ветеринарного обслуживания, услуг коваля, снаряжения (седло, оголовье, попоны, нагайка и др. - для верховой лошади; экипаж, сбруя - для упряжной лошади), костюм спортсмена (сапоги, бриджи, фрак или редингот, цилиндр или каска, перчатки, шпоры, хлыст...). Сюда же входит оплата труда тренера, аренда манежа, площадок и различных трасс, оборудованных препятствиями, транспортировка лошади к месту соревнований и другие затраты. И все это умножается на годы методичного, ежедневного тренинга.

В современное понятие конный спорт входят все виды испытания лошади, облеченные в зрелищную, азартную форму и преследующие достижение какого-либо результата, оцениваемого по определенным правилам. В конном спорте можно выделить несколько групп.

1. Классические виды конного спорта, включенные в программу Олимпийских игр: выездка или высшая школа верховой езды, преодоление препятствий, или конкур, и троеборье. Предполагается ввести в программу Олимпиад также конные пробеги, езду в экипажах, вольтижировку.

2. Национальные конные игры, распространенные у многих народов, особенно на Кавказе, в Казахстане, в республиках Средней Азии. Здесь их около 30. Это различные виды джигитовки, игры с мячом (цхен-бурти, човган, конное поло), с копьем или дротиком (иссинди, кабахи), борьба за тушу козла (как-пар), дистанционные скачки (аламан-байга) и другие.

3. Ипподромные испытания, или так называемый коннозаводской спорт - бега и скачки.

4. Между классическими видами и ипподромными испытаниями можно поставить стипль-чез (скачки с препятствиями), состязания троек, тачанок, конно-лыжный спорт. Отдельно стоят конные охоты: парфорсная - конная охота с гончими на оленя или лису (часто по искусственному следу), при которой всадник преодолевает всевозможные, подчас неожиданные, препятствия; охота с борзыми, а также ловчими птицами.

В этой статье мы расскажем о классических, или олимпийских, видах конного спорта. Олимпийские игры возникли в Древней Греции как праздничные состязания в честь Зевса и проходили каждые четыре года с 776 года до н.э. до 394 года н.э. Конноспортивные соревнования - бег колесниц, запряженных четверкой лошадей, впервые были включены в программу Олимпиад в 680 году до н.э., а с 648 года до н.э., стали устраивать и скачки. Впоследствии конноспортивная программа расширялась, в нее входили фигурная езда, стрельба из лука и метание копья с лошади - всего до 24 разных видов соревнований в разное время. Время и жизнь меняли формы и виды конноспортивных состязаний - многие исчезали, возникали новые. Последовательность появления основных видов конного спорта представляется следующей: скачки, конные охоты и игры, затем выездка, многоборье и преодоление препятствий. На возрожденных Олимпийских играх конный спорт появился впервые в 1900 году на 11 Олимпиаде в Париже - преодоление препятствий, а также прыжки в длину и высоту. Затем, после 12-летнего перерыва, в 1912 году в Стокгольме конный спорт был представлен тремя видами - выездкой, троеборьем и преодолением препятствий.

0

2

Начнем с выездки лошади - основополагающего и наиболее раннего вида. В истории искусства выездки можно выделить несколько периодов, тесно связанных с ролью лошади в военных действиях, ее качеством, а также, не в последней степени, с модой.

В XV-XVIII веках в Европе повсеместно возникали различные школы верховой езды, академии и кавалерийские училища, отвечающие нуждам бурно развивающегося коннозаводства, а следовательно, кавалерии и конного спорта. 4елая плеяда выдающихся наездников и основоположников искусства выездки (Плювинель, Пиньятелли, Де-Буржеля...) вырабатывала методы подготовки лошади к ведению одиночного боя или рыцарского турнира с такими необходимыми для атаки и самообороны элементами, как вольт, пируэт, левада, лансада, круппада, пезада, каприоль, баллотада... Эти трудные элементы (например, баллотада - прыжок на месте, при котором лошадь, находясь в воздухе, передние ноги подгибает к животу, а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы) отрабатывались при помощи сложных, порой жестоких приспособлений, таких, как пиляры, бичи, шпоры и мундштуки строгой конфигурации.

Наиболее пригодными для такой выездки считались испанские и неаполитанские лошади - пышные, горделивые, хорошо уравновешенные "на заду". В дальнейшем, с усовершенствованием способов войны, отпала необходимость подобной выездки в боевых целях, и она приобрела особенности театрализованного зрелища.

Появление в XIX веке на мировой арене качественно новой английской скаковой породы потребовало других методов тренинга. Большой вклад в развитие искусства выездки лошади внес англичанин Джеймс Филлис, обобщивший и дополнивший в своем труде "Основы выездки и езды" (1890) опыт своих великих учителей - графа Д'Ора и Франсуа Боше. Филлис разработал и систематизировал методы выездки от первых шагов до высшей школы, провозгласив главный принцип - "вперед, всегда вперед", предполагающий отработку любого элемента на ходу лошади, а не стоя на месте и без каких-либо дополнительных приспособлений. В России учение Филлиса легло в основу нового устава конницы. До сих пор российская школа выездки базируется на принципах Филлиса. Веками создаваемое искусство верховой езды к настоящему времени приобрело конкретные формы и подчиняется строгим правилам и требованиям, принятым во всем мире, хотя борьба различных течений, школ и методов выездки продолжается.

Выездка делает лошадь спокойной и гибкой на прямых и боковых движениях, внимательной, энергичной, смелой и послушной. Она является основой для подготовки ее к любому виду спорта. По степени сложности выездка имеет ряд программ.

1. Малый приз (Сан-Георг) - испытание среднего уровня, содержит набор упражнений, позволяющих показать повиновение лошади, степень ее уравновешенности, физического и психического развития.

2. Средний приз 1 и Средний приз 2 соревнования повышенного и более высокого уровня, являющиеся переходными к Большому призу.

3. Большой приз - испытание высшего уровня, проверяющее артистизм верховой езды. Программа содержит все школьные аллюры и основные элементы классической высшей школы.

4. Большой приз - личная программа (переездка) - испытание того же уровня, что и Большой приз, но более короткое с более сложными переходами. Как правило, к переездке допускаются 10 лучших всадников, среди которых определяется чемпион соревнований.

5. Произвольная программа - содержит все элементы высшей школы и аллюры, но всаднику предоставляется полная свобода творчества. Выполняется под музыку. С позиции зрелищности эта программа наиболее интересна и эмоциональна.

Соревнования по выездке проводятся на манеже - прямоугольной площадке размером 20х60 метров, имеющей по периметру и осевой линии буквенные разметки, возле которых в определенной последовательности всадник меняет движение лошади (выполняет переход), как бы рисуя узор по площадке. Поэтому часто выездку сравнивают с фигурным катанием на коньках. Судьями оценивается правильность выполнения аллюров, элементов, фигур, а также переходов от одного движения к другому. Учитывается импульс и повиновение лошади, а также посадка всадника и применение им средств управления.

0

3

Что такое аллюры, элементы, фигуры? Лошади от природы имеют три способа движения, или аллюра - шаг рысь, галоп.

Шаг - самый медленный аллюр с постоянным опиранием на две и три конечности, при котором слышны четыре последовательных удара копыт о землю. В зависимости от степени выноса конечностей различают собранный, средний и прибавленный шаг.

Рысь - более быстрый аллюр. На рыси лошадь попеременно переступает диагональными парами конечностей: правой передней - левой задней, левой передней правой задней. Как и на шагу, различают собранную, среднюю и прибавленную рысь. На прибавленной рыси наблюдается фаза подвисания, когда одна диагональ уже оторвалась от поверхности земли, а другая еще не приземлилась.

Галоп - самый быстрый скачкообразный аллюр в три такта с фазой свободного подвисания. Галоп бывает с правой или левой ноги в зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед. При движении налево лошадь обычно идет с левой ноги и наоборот.

Контргалоп - когда лошадь идет налево с правой ноги и наоборот. Галоп бывает также собранный, средний и прибавленный. Скорость должна возрастать за счет удлинения маха, а не частоты.

К фигурам относятся: вольт - круг диаметром 6 метров, восьмерка, состоящая из двух вольтов или кругов, серпантин - движение зигзагом через манеж по боковым стенкам.

Фигуры исполняются на шагу, рыси, галопе. Есть также термин "боковые движения" - когда лошадь движется одновременно вперед и в сторону (сюда относятся уступка шенкелю, траверс, ранверс, принимания). Все эти, на первый взгляд, несложные и естественные для лошади движения включаются в понятие манежной езды и являются необходимой подготовкой к дальнейшему обучению элементам высшей школы верховой езды.

К основным элементам относятся: пассаж - очень собранная, приподнятая и ритмичная рысь, пиаффе - похоже на пассаж, но исполняется на месте, пируэт (полупируэт) - круг (полкруга), выполняемый в два следа радиусом, равным длине корпуса лошади, на собранном шагу, собранном галопе, можно на пиаффе.

Перемена ноги на галопе изменение последовательности выноса ног лошади, происходит в момент подвисания, которое следует за каждым махом галопа. Перемена ноги может исполняться в 4,3, 2 и 1 темп. Необходимо отметить, что движения выполняются в положении сбора лошади, когда лошадь уравновешена под всадником, при этом ее задние ноги подведены под корпус, шея приподнята так, что высшей точкой ее является затылок, нос слегка отклонен вперед от вертикали. В положении сбора лошадь выглядит наиболее эффектно и легко подчиняется средствам управления. А средствами управления являются не только трензель, мундштук и шпоры, но и давление шенкеля (внутренняя поверхность ноги от колена до ступни) на бок лошади в области подпруги, движения и уклоны корпуса всадника. Непременным качеством, помимо физических, а также терпения, аккуратности, внимательности и профессиональных знаний, является тонкий музыкальный слух всадника, его способность чувствовать ритм лошади, сливаться с ней в единый организм. Таких всадников насчитывается лишь несколько сотен во всем мире.

Бесспорное лидерство в выездке принадлежит немецким всадникам, на двадцати Олимпиадах девять раз в командном и семь раз в личном зачете они завоевывали золотые медали, причем на четырех последних они были вне конкуренции, а Николь Упхофф на Рембранте дважды становилась олимпийской чемпионкой (1988, 1992). У шведов в личном зачете шесть золотых медалей, в том числе две у Генри Сен-Сира, а в командном - две. Две золотые медали в личном зачете принадлежат швейцарцам (Ганс Мозер - 1948 г Анри Шаммартен - 1964 год). Три золотые медали у Франции (две в командном зачете 1932 им 1948 год и один в личном у Ксавье Лесаж). Одну олимпийскую чемпионку имеет Австрия - Элизабет Тойрер (1980).

Расцвет нашей выездки пришелся на советский период. Впервые заставил заговорить о русских всадниках, как о грозных соперниках немцев и шведов, прочно закрепившихся на вершине Олимпа, Сергей Филатов, завоевавший, неожиданно для многих аналитиков, золотую медаль на XVII Олимпийских играх в Риме (1960). Этой победой Филатов обязан своему феноменальному Абсенту, вороному жеребцу ахалтекинской породы, названному в прессе "черным лебедем".

В истории отечественного конного спорта мы не найдем лошади, равной Абсенту, он семь раз становился чемпионом Советского Союза по выездке, причем его результат - 82,4% не превзойден и поныне, а в Олимпийских играх Абсеит выступал три раза. После блистательного Рима, в Токио в 1964 году он остался третьим под Филатовым, а в Мехико в 1968- четвертым, уже под И.Калитой. Но в Мехико взошла звезда Ивана Кизимова. На своем гнедом Ихоре украинской верховой породы он стал вторым советским олимпийским чемпионом. Уверенно прогрессирующая Елена Петушкова на тракененском Пепле стала шестой, а команда поднялась на второе место.

Триумфом советской школы выездки завершился чемпионат мира 1970 года в Аахене. Наша команда в составе Ивана Кизимова, Ивана Калиты и Елены Петушковой завоевала первое место, а Елена Петушкова стала чемпионкой мира. И, наконец, в Мюнхене на XX Олимпиаде наша команда вышла на первое место, а Елена Петушкова на Пепле завоевала серебряную медаль. В Монреале (1976) поменявшийся состав команды занял лишь четвертое место. Новое оживление принесла XXII Олимпиада, проходившая в Москве. Наша команда завоевала первое место. Личное золото увезла австриячка Элизабет Тойрер, серебро досталось Юрию Ковшову, бронза Виктору Угрюмову.

Здесь я хочу сделать отступление и рассказать о Великой трагедии конного спорта. Есть много хороших лошадей, есть много хороших всадников. Но только одна единственная лошадь создана для одного единственного всадника. Они могут и не найти друг друга, но если встречаются, то достигают своих вершин. И когда по какой-либо причине они разлучаются, уже никогда не повторится подобное. Кто-то продолжает выступать на других лошадях, но уже без прежнего блеска. Кто-то уходит сразу. Но у каждого глубоко в сердце остается незаживающая рана - след единственной настоящей любви. После московской Олимпиады удача отвернулась от наших всадников, забегая вперед, скажу: не только в выездке, но и в остальных видах. Не берусь анализировать причины, их много, как объективных, так и субъективных, но основная заключается в отсутствии преемственности: уходят корифеи, унося с, собой секреты выездки. И, конечно же, всем очевидная причина, лежащая в изменении строя. Государственный конный: спорт, как и коннозаводство, умирает, частный - еще не родился.

Источник: Юлия Кузнецова, журнал "Охота" 1997 - 9

0


Вы здесь » zooclub » Новый форум » Конный споpт


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно